Как раз наоборот. Вцелом в англосаксонской системе обычного права вообще и в американской системе в частности таких вещей встроено больше, чем в кодифицированой континентальной. Даже сам текст конституции содержит такие замечательные слова: "еxcessive bail shall not be required, nor excessive fines imposed, nor cruel and unusual punishments inflicted." Здесь мы имеем, фактически, прямой отсыл к тому, что считается "общественной нормой". Суды давно решили, что определение "cruel and unusual punishment" связано с нынешними общественными установками. Т.е., "здравый смысл" законом прямо признан и у суда есть возможность признать, что действующий закон ему не соответствует (хотя бы даже и раньше, когда настроения были иные, все бы соответствовало). Но и менее радикально, у американских судей, как правило, огромный выбор в вопросе о вынесении наказания (за исключением тех сравнительно редких случаев, где действуют законы о минимальных приговорах). Да и до суда есть такое понятие: "prosecutorial discretion" (прокуроры имеют полное право не предъявлять обвинение, даже если формальное преступление совершено). И после суда у есть все возможности к смягчению наказания (огромная роль условнодосрочного освобождения и т.д., причем в принятии соответствующих решений велика роль именно рассмотрения конкретных обстоятельств) и к помилованию. Так что, законных механизмов есть столько, сколько их нет нигде (и они работают). В крайнем и экстремальном случае, порой и законы меняются, когда становится очевидно, что речь идет об абсурде. Проблема в том, что в данном случае либо нет консенсуса, что ситуация абсурдна, либо механизмы еще просто не успели сработать (тетку только неделю назад нашли, машина будет работать еще долго).
Система гибкая и очень хорошо отражает общественные настроения. Просто настроения эти на европейские не всегда похожи. Причем это обоюдно: нередко в Штатах "все согласны, что ситуация абсурдна," а во Франции никакого консенсуса было бы.
no subject
Date: 2008-05-05 05:15 am (UTC)Система гибкая и очень хорошо отражает общественные настроения. Просто настроения эти на европейские не всегда похожи. Причем это обоюдно: нередко в Штатах "все согласны, что ситуация абсурдна," а во Франции никакого консенсуса было бы.